Сведения о развитии начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования
Уровень доступности начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования и численность населения, получающего начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование
В 2023 году в муниципальных общеобразовательных организациях Сортавальского муниципального района по состоянию на 20.09.2023 г. обучалось 3456 человек (по состоянию на 20.09.2022 г. – 3426 человек, по состоянию на 20.09.2021 г. - 3401 человек).
|
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Численность обучающихся |
3401 |
3426 |
3456 |
Уменьшение контингента обучающихся началось с 2020 года. Это связано с тем, что сократилось количество детей дошкольного возраста, а соответственно и первоклассников.
Учебный год |
Количество первоклассников (чел) |
2018 – 2019 |
366 |
2019 – 2020 |
369 |
2020 – 2021 |
344 |
2021 – 2022 |
365 |
2022 - 2023 |
364 |
Удельный вес численности обучающихся, продолживших обучение по образовательным программам среднего общего образования, в общей численности обучающихся, получивших аттестат об основном общем образовании по итогам учебного года, предшествующего отчетному. |
процент |
30 |
Наполняемость классов по уровням общего образования: |
|
|
начальное общее образование (1 - 4 классы); |
Чел. |
1440 |
основное общее образование (5 - 9 классы); |
Чел. |
1777 |
среднее общее образование (10 - 11 (12) классы). |
Чел. |
219 |
Удельный вес численности обучающихся, охваченных подвозом, в общей численности обучающихся, нуждающихся в подвозе в образовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования. |
процент |
100 |
Оценка родителями обучающихся общеобразовательных организаций возможности выбора общеобразовательной организации (удельный вес численности родителей обучающихся, отдавших своих детей в конкретную общеобразовательную организацию по причине отсутствия других вариантов для выбора, в общей численности родителей обучающихся общеобразовательных организаций). |
процент |
100 |
Содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования
Сохраняется организация образовательного процесса в условиях двух смен для 8,1 % обучающихся Сортавальского муниципального района в 2023 году, данная ситуация сохраняется в МКОУ Сортавальского МР РК СОШ №3, в 2021 учебном году вторая смена открыта для обучающихся начального общего образования МКОУ Сортавальского МР РК СОШ № 6 и в 2023 году в МКОУ Сортавальского МР РК ООШ № 4.
Из-за отсутствия площадей дети десяти классов-комплектов (283 человек) обучаются во вторую смену. Количество учреждений, работающих две смены, в 2022 году увеличилось. Но при уменьшении численности обучающихся на уровне начального общего образования на территории Сортавальского городского поселения сохраняются данные показатели.
С 2021 года рассматривается вопрос в Республике Карелия по строительству новой школы на 1100 мест в г. Сортавала.
С 2022 года решен вопрос по закреплению земельного участка под строительство школы на 1100 мест в районе ФОКа на ул. Бондарева.
Мероприятие по строительству новой школы даст возможность реализовать на территории нашего района программу «Содействие созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016 – 2025 г.г.» и организовать учебный процесс ученикам в первую смену.
Показатель |
Ед.изм. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Удельный вес численности лиц, занимающихся во вторую и третью смены, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций |
% |
7,9 |
7,7 |
8,1 |
Содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования: |
|
2023 г. |
Удельный вес численности обучающихся в первую смену в общей численности обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования по очной форме обучения. |
процент |
91,9 |
Удельный вес численности обучающихся, углубленно изучающих отдельные учебные предметы, в общей численности обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования. |
процент |
0 |
Удельный вес численности обучающихся в классах (группах) профильного обучения в общей численности обучающихся в 10 - 11 (12) классах по образовательным программам среднего общего образования. |
процент |
100 |
Удельный вес численности обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий в общей численности обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования. |
процент |
0 |
Доля несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета, обучающихся по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования. |
процент |
1 |
Кадровое обеспечение общеобразовательных организаций, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ, а также оценка уровня заработной платы педагогических работников
В условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования приоритетной остается задача обновления и пополнения кадрового состава педагогических работников.
Удельный вес численности учителей в 2023 году в возрасте до 35 лет в общей численности учителей (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско- правового характера) организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования составил 18,3 % (в 2022 году – 15 %, в 2021 году - 25 %).
Показатель |
Ед.изм |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Численность учащихся в общеобразовательных организациях в расчете на 1 педагогического работника |
Чел. |
12,9 |
12 |
13,2 |
Удельный вес численности учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций |
% |
25 |
15 |
18,3 |
Актуальными остаются вопросы профессиональной и социальной адаптации, системы наставничества, адресной поддержки молодых педагогов.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 08 декабря 2023 года № 1401р-П, установлены целевые значения средней заработной платы педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций в размере 46850 руб.
Период |
Средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций (рублей) |
Достижение минимального целевого значения заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций (%) |
2021 год |
37898 |
100 |
2022 год |
41846,00 |
100 |
2023 год |
46850,03 |
100 |
Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) в субъекте Российской Федерации: |
|
РК 2023 г.
|
педагогических работников - всего; |
процент |
91 |
из них учителей |
процент |
92,5 |
Удельный вес численности педагогических работников в общей численности работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования. |
процент |
64,63 |
Удельный вес числа организаций, имеющих в составе педагогических работников социальных педагогов, педагогов- психологов, учителей-логопедов, в общем числе организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования: |
|
65,22 |
социальных педагогов: |
|
|
всего; |
процент |
30 |
из них в штате; |
процент |
30 |
педагогов-психологов: |
|
|
всего; |
процент |
40 |
из них в штате; |
процент |
40 |
учителей-логопедов: |
|
|
всего; |
процент |
20 |
из них в штате. |
процент |
20 |
Материально-техническое и информационное обеспечение общеобразовательных организаций, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ
В соответствии с Федеральным законом от 01.03.2020 № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» с 01 сентября 2021 г. все обучающиеся 1-4 классов получают бесплатное горячее питание
|
Питается всего учеников с 1-4 классы (чел.) |
из них получает 2-разовое питание (в том числе по программе «Адресная социальная помощь») (чел.) |
с 01.09.2021 |
1444 |
587 |
с 01.09.2022 |
1460 |
428 |
с 01.09.2023 |
1395 |
388 |
В 2023 году были проведены ремонтные работы в школах на сумму более 4000, 0 тыс. руб. (в 2022 г. на сумму более 27000,0 тыс. рублей, в 2021 году на сумму 30200,0 тыс.руб.).
В рамках нацпроекта «Образование» в рамках проекта «Современная школа» в Сортавальском МР созданы образовательные центры естественно-научной и технологической цаправленностей - «Точка роста»:
2020 год |
на базе 2 школах |
МКОУ Сортавальского МР РК СОШ №1 в городе Сортавала; МКОУ Сортавальского МР РК Кааламская СОШ (используют обучающиеся п.Кааламо, п.Рускеала) |
2021 год |
на базе 3 школ |
МКОУ Сортавальского МР РК СОШ №7; МКОУ Сортавальского МР РК Пуйккольская СОШ; МКОУ Сортавальского МР РК СОШ №6 |
2022 год |
на базе 3 школ |
МКОУ Сортавальского МР РК СОШ №3; МКОУ Сортавальского МР РК Вяртсильская СОШ МКОУ Сортавальского МР РК ООШ №4 |
В рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда», созданы условия для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Показатель |
Ед.изм |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Общая площадь всех помещений в расчете на одного учащегося (кв.м) (Учебная площадь организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, в расчете на 1 обучающегося. квадратный метр) |
кв.м |
9,13 |
9,13 |
9,13 |
Удельный вес числа организаций, имеющих водопровод, центральное отопление, канализацию, в общем числе общеобразовательных организаций: |
|
|
|
|
водопровод |
% |
100 |
100 |
100 |
центральное отопление |
% |
100 |
100 |
100 |
канализацию |
% |
100 |
100 |
100 |
Процент обеспеченности учебниками составляет 100 %. Все муниципальные образовательные организации подключены к сети Интернет, имеют официальные сайты.
Показатель |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в расчете на 100 учащихся: всего, |
25 |
26 |
26 |
имеющих доступ к Интернету |
25 |
26 |
26 |
Удельный вес числа общеобразовательных организаций, имеющих скорость подключения к сети Интернет от 1 Мбит/с и выше, в общем числе общеобразовательных организаций, подключенных к сети Интернет |
100 |
100 |
100 |
Удельный вес числа организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, использующих электронный журнал, электронный дневник, в общем числе организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования. |
100 |
100 |
100 |
Условия получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
В Сортавальском муниципальном районе созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
Специальные (коррекционные) классы для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития) в Сортавальском МР созданы в МКОУ Сортавальского МР РК СОШ № 6.
Наряду с обучением в условиях специального (коррекционного) класса, по заявлению родителей (законных представителей) обучающихся, обучение по адаптированным основным образовательным программам начального и основного общего образования может осуществляться путем интеграции ребенка в общеобразовательный класс с организацией индивидуального образовательного маршрута и соответствующего психолого-педагогического сопровождения. В три общеобразовательные организации введена должность тьютор.
Удельный вес числа зданий, в которых созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов, в общем числе зданий организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования. |
процент |
38 |
Удельный вес обучающихся в отдельных организациях и классах, получающих инклюзивное образование, в общей численности лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования. |
процент |
34 |
Удельный вес численности обучающихся в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общей численности обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам. |
процент |
100 |
Удельный вес численности обучающихся в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общей численности обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам. |
процент |
6,6 |
Структура численности обучающихся по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования по видам программ: |
|
|
для глухих; |
процент |
0 |
для слабослышащих и позднооглохших; |
процент |
0,33 |
для слепых; |
процент |
0 |
для слабовидящих; |
процент |
0 |
с тяжелыми нарушениями речи; |
процент |
18 |
с нарушениями опорно-двигательного аппарата; |
процент |
1 |
с задержкой психического развития; |
процент |
77 |
с расстройствами аутистического спектра; |
процент |
0,33 |
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). |
процент |
6,6 |
Численность обучающихся по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования в расчете на 1 работника: |
|
|
учителя-дефектолога; |
человек |
346 |
учителя-логопеда; |
человек |
87 |
педагога-психолога; |
человек |
70 |
тьютора, ассистента (помощника). |
человек |
60 |
Показатель |
Ед.изм |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Удельный вес численности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в классах, не являющихся специальными (коррекционными), общеобразовательных организаций, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных организациях |
% |
65 |
65 |
73 |
Удельный вес численности детей-инвалидов, обучающихся в классах, не являющихся специальными (коррекционными), общеобразовательных организаций, в общей численности детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных организациях |
% |
22 |
22 |
20 |
В школах Сортавальского муниципального района обеспечивается создание условий для получения образования детьми-инвалидами.
В 2023 году в Сортавальском муниципальном районе обучается 71 детей-инвалидов, из них 55 % обучаются по общеобразовательным программам, 45 % - по адаптированным образовательным программам, около 18 % детей-инвалидов обучаются индивидуально на дому.
В 2022 году в Сортавальском муниципальном районе обучалось 66 детей-инвалидов, из них 63% обучалось по общеобразовательным программам, 36% - по адаптированным образовательным программам, около 17 % детей-инвалидов обучалось индивидуально на дому.
(в 2021 году - 57 детей-инвалидов, из них 32 % обучаются по общеобразовательным программам, 68 % - по адаптированным образовательным программам, около 47 % детей-инвалидов обучаются индивидуально на дому).
В качестве эффективного средства организации образования детей с ОВЗ, особенно детей, имеющих трудности в передвижении, рассматривается дистанционная форма их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Для детей, нуждающихся в длительном лечении, муниципальными общеобразовательными учреждениями организуется индивидуальное обучение на дому или в условиях учреждений здравоохранения по индивидуальным учебным планам.
В школах города накоплен опыт инклюзивного образования детей-инвалидов со сложной структурой нарушений, не обслуживающих себя самостоятельно и нуждающихся в сопровождении. В МКОУ Сортавальского МР РК СОШ № 6, МКОУ Сортавальского МР РК Вяртсильская СОШ для сопровождения детей-инвалидов со сложной структурой нарушений разрабатываются программы индивидуального сопровождения, которые включают индивидуальные учебные планы и технологии обучения, режим пребывания в школе.
В 2023 году успешно освоили программу основного общего образования и получили документ государственного образца об образовании 335 из 338 человек (в 2022 году -316 из 316 человек; в 2021 году - 286 из 287 человек). Получили аттестат об основном общем образовании с отличием 12 человек (3,6 %) в 2021 году – 11 человек (3,8%).
В 2023 году успешно освоили программу среднего общего образования и получили документ государственного образца об образовании 100 % выпускников среднего общего образования, в том числе получили аттестат о среднем общем образовании с отличием и медаль «За особые успехи в учении» (24 человек) 23 % выпускников (в 2022 году - получили документ государственного образца об образовании 100 % выпускников среднего общего образования, в том числе получили аттестат о среднем общем образовании с отличием и медаль «За особые успехи в учении» (14 человек) 12 % выпускников).
Состояние здоровья лиц, обучающихся по основным общеобразовательным программам, здоровьесберегающие условия, условия организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в общеобразовательных организациях, а также в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ.
Одним из важных направлений в работе муниципальных общеобразовательных организаций Сортавальского муниципального района является охрана и укрепление здоровья детей. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация создает условия, обеспечивающие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
Продолжена работа по совершенствованию организации школьного питания, имеющего большую значимость для сохранения здоровья детей. Во всех муниципальных общеобразовательных учреждениях организовано питание обучающихся. В 2023 году горячим питанием охвачено 80 % школьников района (В 2022 г. и в 2021 г.– 79% школьников). Питание обучающихся организовано в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 № 32.
Для обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи, организована работа логопедов в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медикосоциальной помощи Сортавальского муниципального района Республики Карелия Центр психолого-медико-социального сопровождения.
В целях укрепления здоровья обучающихся и в соответствии с образовательными программами уроки физической культуры и спортивные занятия проводятся на спортивных площадках, стадионах, на свежем воздухе, а также в спортзалах.
Показатель |
Ед.изм. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Удельный вес лиц, обеспеченных горячим питанием, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций |
% |
79 |
79 |
80 |
Удельный вес числа организаций, имеющих логопедический пункт или логопедический кабинет, в общем числе общеобразовательных организаций |
% |
0 |
0 |
0 |
Удельный вес числа организаций, имеющих спортивные залы, в общем числе общеобразовательных организаций |
% |
100 |
100 |
100 |
Удельный вес числа организаций, имеющих плавательные бассейны, в общем числе общеобразовательных организаций |
% |
0 |
0 |
0 |
Изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность)
Систему образования Сортавальского муниципального района в 2023 году представляют 10 общеобразовательных организаций (в 2022 г. и в 2021 г. также 10 общеобразовательных организаций).
Финансово-экономическая деятельность общеобразовательных организаций, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ
Показатель |
Ед.изм. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Общий объем финансовых средств, поступивших в общеобразовательные организации, в расчете на одного учащегося |
тыс.руб. |
100,8 |
92,3 |
118,4 |
Удельный вес финансовых средств от приносящей доход деятельности в общем объеме финансовых средств общеобразовательных организаций |
% |
7 |
1 |
1 |
Создание безопасных условий при организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях.
Удельный вес числа зданий организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, имеющих охрану, в общем числе зданий организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования. |
77 |
Показатель |
Ед.изм. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Удельный вес числа организаций, имеющих пожарные краны и рукава, в общем числе общеобразовательных организаций |
% |
30% |
30% |
30% |
Удельный вес числа организаций, имеющих дымовые извещатели, в общем числе общеобразовательных организаций |
% |
100% |
100% |
100% |
Удельный вес числа организаций, имеющих "тревожную кнопку", в общем числе общеобразовательных организаций |
% |
92,3% |
92,3% |
92,3% |
Удельный вес числа организаций, имеющих охрану, в общем числе общеобразовательных организаций |
% |
84,6% |
84,6% |
84,6% |
Удельный вес числа организаций, имеющих систему видеонаблюдения, в общем числе общеобразовательных организаций |
% |
100% |
100% |
100% |
Удельный вес числа организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии, в общем числе общеобразовательных организаций |
% |
0 |
0 |
0 |
Удельный вес числа организаций, здания которых требуют капитального ремонта, в общем числе общеобразовательных организаций |
% |
90 |
90 |
90 |