Комитет образования Сортавальского муниципального округа

Республика Карелия, г. Сортавала, пл. Кирова, д. 11

8(814-30) 4-80-92

8(814-30) 4-69-23

rkosortavala@mail.ru

Комитет образования 
Сортавальского муниципального округа


Сведения о развитии начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования

Уровень доступности начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования и численность населения, получающего начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование

 

В 2023 году в муниципальных общеобразовательных организациях Сортавальского муниципального района по состоянию на 20.09.2023 г. обучалось 3456 человек (по состоянию на 20.09.2022 г. – 3426 человек, по состоянию на 20.09.2021 г. - 3401 человек).

 

2021 г.

2022 г.

2023 г.

Численность обучающихся

3401

3426

3456

Уменьшение контингента обучающихся началось с 2020 года. Это связано с тем, что сократилось количество детей дошкольного возраста, а соответственно и первоклассников.

Учебный год

Количество первоклассников (чел)

2018 – 2019

366

2019 – 2020

369

2020 – 2021

344

2021 – 2022

365

2022 - 2023

364

 

Удельный вес численности обучающихся, продолживших обучение по образовательным программам среднего общего образования, в общей численности обучающихся, получивших аттестат об основном общем образовании по итогам учебного года, предшествующего отчетному.

процент

30

Наполняемость классов по уровням общего образования:

 

 

начальное общее образование (1 - 4 классы);

Чел.

1440

основное общее образование (5 - 9 классы);

Чел.

1777

среднее общее образование (10 - 11 (12) классы).

Чел.

219

Удельный вес численности обучающихся, охваченных подвозом, в общей численности обучающихся, нуждающихся в подвозе в образовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.

процент

100

Оценка родителями обучающихся общеобразовательных организаций возможности выбора общеобразовательной организации (удельный вес численности родителей обучающихся, отдавших своих детей в конкретную общеобразовательную организацию по причине отсутствия других вариантов для выбора, в общей численности родителей обучающихся общеобразовательных организаций).

процент

100

 

Содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования

Сохраняется организация образовательного процесса в условиях двух смен для 8,1 % обучающихся Сортавальского муниципального района в 2023 году, данная ситуация сохраняется в МКОУ Сортавальского МР РК СОШ №3, в 2021 учебном году вторая смена открыта для обучающихся начального общего образования МКОУ Сортавальского МР РК СОШ № 6 и в 2023 году в МКОУ Сортавальского МР РК ООШ № 4.

Из-за отсутствия площадей дети десяти классов-комплектов (283 человек) обучаются во вторую смену. Количество учреждений, работающих две смены, в 2022 году увеличилось. Но при уменьшении численности обучающихся на уровне начального общего образования на территории Сортавальского городского поселения сохраняются данные показатели.

С 2021 года рассматривается вопрос в Республике Карелия по строительству новой школы на 1100 мест в г. Сортавала. 

С 2022 года решен вопрос по закреплению земельного участка под строительство школы на 1100 мест в районе ФОКа на ул. Бондарева.

Мероприятие по строительству новой школы даст возможность реализовать на территории нашего района программу «Содействие созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016 – 2025 г.г.» и организовать учебный процесс ученикам в первую смену.

 

Показатель

Ед.изм.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

Удельный вес численности лиц, занимающихся во вторую и третью смены, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций

%

7,9

7,7

8,1

 

Содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования:

 

2023 г.

Удельный вес численности обучающихся в первую смену в общей численности обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования по очной форме обучения.

процент

91,9

Удельный вес численности обучающихся, углубленно изучающих отдельные учебные предметы, в общей численности обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.

процент

0

Удельный вес численности обучающихся в классах (группах) профильного обучения в общей численности обучающихся в 10 - 11 (12) классах по образовательным программам среднего общего образования.

процент

100

Удельный вес численности обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий в общей численности обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.

процент

0

Доля несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета, обучающихся по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования.

процент

1

 

Кадровое обеспечение общеобразовательных организаций, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ, а также оценка уровня заработной платы педагогических работников

В условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования приоритетной остается задача обновления и пополнения кадрового состава педагогических работников.

Удельный вес численности учителей в 2023 году в возрасте до  35 лет в общей численности учителей (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско- правового характера) организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования составил 18,3 % (в 2022 году – 15 %, в  2021 году - 25 %).

Показатель

Ед.изм

2021 г.

2022 г.

2023 г.

Численность учащихся в общеобразовательных организациях в расчете на 1 педагогического работника

Чел.

12,9

12

13,2

Удельный вес численности учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций

%

 

25

 

15

 

18,3

 

Актуальными остаются вопросы профессиональной и социальной адаптации, системы наставничества, адресной поддержки молодых педагогов.

Распоряжением Правительства Республики Карелия от 08 декабря 2023 года № 1401р-П, установлены целевые значения средней заработной платы педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций в размере 46850 руб.

Период

Средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций (рублей)

Достижение минимального целевого значения заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций (%)

2021 год

37898

100

2022 год

41846,00

100

2023 год

46850,03

100

 

Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) в субъекте Российской Федерации:

 

РК 2023 г.

 

педагогических работников - всего;

процент

91

из них учителей

процент

92,5

Удельный вес численности педагогических работников в общей численности работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.

процент

64,63

Удельный вес числа организаций, имеющих в составе педагогических работников социальных педагогов, педагогов- психологов, учителей-логопедов, в общем числе организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования:

 

65,22

социальных педагогов:

 

 

всего;

процент

30

из них в штате;

процент

30

педагогов-психологов:

 

 

всего;

процент

40

из них в штате;

процент

40

учителей-логопедов:

 

 

всего;

процент

20

из них в штате.

процент

20

 

Материально-техническое и информационное обеспечение общеобразовательных организаций, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ

В соответствии с Федеральным законом от 01.03.2020 № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» с 01 сентября 2021 г. все обучающиеся 1-4 классов получают бесплатное горячее питание

 

Питается всего учеников с 1-4 классы (чел.)

из них получает 2-разовое питание (в том числе по программе «Адресная социальная помощь») (чел.)

с 01.09.2021

1444 

587

с 01.09.2022

1460

428

с 01.09.2023

1395

388

 

В 2023 году были проведены ремонтные работы в школах на сумму более 4000, 0 тыс. руб. (в 2022 г. на сумму более 27000,0 тыс. рублей, в 2021 году на сумму 30200,0 тыс.руб.).

В рамках нацпроекта «Образование» в рамках проекта «Современная школа» в Сортавальском МР созданы образовательные центры естественно-научной и технологической цаправленностей - «Точка роста»:

2020 год

на базе 2 школах

МКОУ Сортавальского МР РК СОШ №1 в городе Сортавала;

МКОУ Сортавальского МР РК Кааламская СОШ (используют обучающиеся п.Кааламо, п.Рускеала)

2021 год

на базе 3 школ

МКОУ Сортавальского МР РК СОШ №7;

МКОУ Сортавальского МР РК Пуйккольская СОШ;

МКОУ Сортавальского МР РК СОШ №6

2022 год

на базе 3 школ

МКОУ Сортавальского МР РК СОШ №3;

МКОУ Сортавальского МР РК Вяртсильская СОШ

МКОУ Сортавальского МР РК ООШ №4

 

В рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда», созданы условия для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Показатель

Ед.изм

2021 г.

2022 г.

2023 г.

Общая площадь всех помещений в расчете на одного учащегося (кв.м)

(Учебная площадь организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, в расчете на 1 обучающегося. квадратный метр)

кв.м

9,13

9,13

9,13

Удельный вес числа организаций, имеющих водопровод, центральное отопление, канализацию, в общем числе общеобразовательных организаций:

 

 

 

 

водопровод

%

100

100

100

центральное отопление

%

100

100

100

канализацию

%

100

100

100

Процент обеспеченности учебниками составляет 100 %. Все муниципальные образовательные организации подключены к сети Интернет, имеют официальные сайты.

Показатель

2021 г.

2022 г.

2023 г.

Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в расчете на 100 учащихся:

всего,

 

 

25

 

 

      26

 

 

     26

имеющих доступ к Интернету

25

      26

     26

Удельный вес числа общеобразовательных организаций, имеющих скорость подключения к сети Интернет от 1 Мбит/с и выше, в общем числе общеобразовательных организаций, подключенных к сети Интернет

100

     100

     100

Удельный вес числа организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, использующих электронный журнал, электронный дневник, в общем числе организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.

100

     100

    100

 

Условия получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами

В Сортавальском муниципальном районе созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).

Специальные (коррекционные) классы для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития) в Сортавальском МР созданы в МКОУ Сортавальского МР РК СОШ № 6.

Наряду с обучением в условиях специального (коррекционного) класса, по заявлению родителей (законных представителей) обучающихся, обучение по адаптированным основным образовательным программам начального и основного общего образования может осуществляться путем интеграции ребенка в общеобразовательный класс с организацией индивидуального образовательного маршрута и соответствующего психолого-педагогического сопровождения. В три общеобразовательные организации введена должность тьютор.

Удельный вес числа зданий, в которых созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов, в общем числе зданий организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.

процент

38

Удельный вес обучающихся в отдельных организациях и классах, получающих инклюзивное образование, в общей численности лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.

процент

34

Удельный вес численности обучающихся в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общей численности обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам.

процент

100

Удельный вес численности обучающихся в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общей численности обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам.

процент

6,6

Структура численности обучающихся по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования по видам программ:

 

 

для глухих;

процент

0

для слабослышащих и позднооглохших;

процент

0,33

для слепых;

процент

0

для слабовидящих;

процент

0

с тяжелыми нарушениями речи;

процент

18

с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

процент

1

с задержкой психического развития;

процент

77

с расстройствами аутистического спектра;

процент

0,33

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

процент

6,6

Численность обучающихся по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования в расчете на 1 работника:

 

 

учителя-дефектолога;

человек

346

учителя-логопеда;

человек

87

педагога-психолога;

человек

70

тьютора, ассистента (помощника).

человек

60

 

Показатель

Ед.изм

2021 г.

2022 г.

2023 г.

Удельный вес численности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в классах, не являющихся специальными (коррекционными), общеобразовательных организаций, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных организациях

%

65

65

73

Удельный вес численности детей-инвалидов, обучающихся в классах, не являющихся специальными (коррекционными), общеобразовательных организаций, в общей численности детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных организациях

%

22

22

20

 

В школах Сортавальского муниципального района обеспечивается создание условий для получения образования детьми-инвалидами.

В 2023 году в Сортавальском муниципальном районе обучается 71 детей-инвалидов, из них 55 % обучаются по общеобразовательным программам, 45 % - по адаптированным образовательным программам, около 18 % детей-инвалидов обучаются индивидуально на дому.

 В 2022 году в Сортавальском муниципальном районе обучалось 66 детей-инвалидов, из них 63% обучалось по общеобразовательным программам, 36% - по адаптированным образовательным программам, около 17 % детей-инвалидов обучалось индивидуально на дому.

(в 2021 году - 57 детей-инвалидов, из них 32 % обучаются по общеобразовательным программам, 68 % - по адаптированным образовательным программам, около 47 % детей-инвалидов обучаются индивидуально на дому).

В качестве эффективного средства организации образования детей с ОВЗ, особенно детей, имеющих трудности в передвижении, рассматривается дистанционная форма их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Для детей, нуждающихся в длительном лечении, муниципальными общеобразовательными учреждениями организуется индивидуальное обучение на дому или в условиях учреждений здравоохранения по индивидуальным учебным планам.

В школах города накоплен опыт инклюзивного образования детей-инвалидов со сложной структурой нарушений, не обслуживающих себя самостоятельно и нуждающихся в сопровождении. В МКОУ Сортавальского МР РК СОШ № 6, МКОУ Сортавальского МР РК Вяртсильская СОШ для сопровождения детей-инвалидов со сложной структурой нарушений разрабатываются программы индивидуального сопровождения, которые включают индивидуальные учебные планы и технологии обучения, режим пребывания в школе.

В 2023 году успешно освоили программу основного общего образования и получили документ государственного образца об образовании 335 из 338 человек  (в 2022 году -316 из 316 человек; в 2021 году - 286 из 287 человек). Получили аттестат об основном общем образовании с отличием 12 человек (3,6 %) в 2021 году – 11 человек (3,8%).

В 2023 году успешно освоили программу среднего общего образования и получили документ государственного образца об образовании 100 % выпускников среднего общего образования, в том числе получили аттестат о среднем общем образовании с отличием и медаль «За особые успехи в учении» (24 человек) 23 % выпускников (в 2022 году - получили документ государственного образца об образовании 100 % выпускников среднего общего образования, в том числе получили аттестат о среднем общем образовании с отличием и медаль «За особые успехи в учении» (14 человек) 12 % выпускников).

Состояние здоровья лиц, обучающихся по основным общеобразовательным программам, здоровьесберегающие условия, условия организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в общеобразовательных организациях, а также в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ.

Одним из важных направлений в работе муниципальных общеобразовательных организаций Сортавальского муниципального района является охрана и укрепление здоровья детей. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация создает условия, обеспечивающие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

Продолжена работа по совершенствованию организации школьного питания, имеющего большую значимость для сохранения здоровья детей. Во всех муниципальных общеобразовательных учреждениях организовано питание обучающихся. В 2023 году горячим питанием охвачено 80 % школьников района (В 2022 г. и в 2021 г.– 79% школьников). Питание обучающихся организовано в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 № 32.

Для обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи, организована работа логопедов в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико­социальной помощи Сортавальского муниципального района Республики Карелия Центр психолого-медико-социального сопровождения.

В целях укрепления здоровья обучающихся и в соответствии с образовательными программами уроки физической культуры и спортивные занятия проводятся на спортивных площадках, стадионах, на свежем воздухе, а также в спортзалах.

Показатель

Ед.изм.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

Удельный вес лиц, обеспеченных горячим питанием, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций

     %

79

79

80

Удельный вес числа организаций, имеющих логопедический пункт или логопедический кабинет, в общем числе общеобразовательных организаций

     %

0

0

0

Удельный вес числа организаций, имеющих спортивные залы, в общем числе общеобразовательных организаций

      %

100

100

100

Удельный вес числа организаций, имеющих плавательные бассейны, в общем числе общеобразовательных организаций

       %

0

0

0

 

Изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность)

Систему образования Сортавальского муниципального района в 2023 году представляют 10 общеобразовательных организаций (в 2022 г. и в 2021 г. также 10 общеобразовательных организаций).

Финансово-экономическая деятельность общеобразовательных организаций, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ

Показатель

Ед.изм.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

Общий объем финансовых средств, поступивших в общеобразовательные организации, в расчете на одного учащегося

тыс.руб.

100,8

     92,3

118,4

Удельный вес финансовых средств от приносящей доход деятельности в общем объеме финансовых средств общеобразовательных организаций

%

7

1

1

 

Создание безопасных условий при организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях.

Удельный вес числа зданий организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, имеющих охрану, в общем числе зданий организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.

 

77

 

Показатель

Ед.изм.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

Удельный вес числа организаций, имеющих пожарные краны и рукава, в общем числе общеобразовательных организаций

%

30%

30%

30%

Удельный вес числа организаций, имеющих дымовые извещатели, в общем числе общеобразовательных организаций

%

100%

100%

100%

Удельный вес числа организаций, имеющих "тревожную кнопку", в общем числе общеобразовательных организаций

%

92,3%

92,3%

92,3%

Удельный вес числа организаций, имеющих охрану, в общем числе общеобразовательных организаций

%

84,6%

84,6%

84,6%

Удельный вес числа организаций, имеющих систему видеонаблюдения, в общем числе общеобразовательных организаций

%

100%

100%

100%

Удельный вес числа организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии, в общем числе общеобразовательных организаций

%

0

0

0

Удельный вес числа организаций, здания которых требуют капитального ремонта, в общем числе общеобразовательных организаций

%

90

90

90

Наверх