Комитет образования Сортавальского муниципального округа

Республика Карелия, г. Сортавала, пл. Кирова, д. 11

8(814-30) 4-80-92

8(814-30) 4-69-23

rkosortavala@mail.ru

Комитет образования 
Сортавальского муниципального округа


Дополнительное образование и воспитание

 

Дополнительное образование занимает важное место в общей системе общего образования детей.

Важным направлением в воспитании и обучении, обеспечивающих реализацию потребностей детей и подростков за пределами основных общеобразовательных программ, является дополнительное образование, которое предлагает подрастающему поколению широкий выбор дополнительных образовательных программ по различным направленностям.

Сведения о развитии дополнительного образования детей и взрослых

Реализация дополнительных образовательных программ осуществляется как на базе муниципальных дошкольных и общеобразовательных организаций, так и на базе МБОУ ДО Сортавальского МР РК ЦРТДЮ, МБУ ДО СМР СШ.

В 2023 году дополнительным образованием в возрасте от 5 до 18 лет охвачено 75 % от общего количества детей данной возрастной категории (в 2022 году – 75%; в 2021% - 80%).

Численность населения, обучающегося по дополнительным общеобразовательным программам

 Ед.изм.

2146

Охват детей дополнительными общеобразовательными программами (отношение численности обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам к численности детей в возрасте от 5 до 18 лет).

процент

75

Структура численности детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, по направлениям:

 

 

техническое;

процент

0

естественнонаучное;

процент

25

туристско-краеведческое;

процент

0,5

социально-педагогическое;

процент

  20,5

в области искусств:

 

 

по общеразвивающим программам;

процент

52,4

по предпрофессиональным программам;

процент

0

в области физической культуры и спорта:

 

 

по общеразвивающим программам;

процент

30

по предпрофессиональным программам.

процент

0

Удельный вес численности обучающихся (занимающихся) с использованием сетевых форм реализации дополнительных общеобразовательных программ в общей численности обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам или занимающихся по программам спортивной подготовки в физкультурно-спортивных организациях.

процент

15,3

Удельный вес численности обучающихся (занимающихся) с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в общей численности обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам или занимающихся по программам спортивной подготовки в физкультурно-спортивных организациях.

процент

0

Отношение численности детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам по договорам об оказании платных образовательных услуг, услуг по спортивной подготовке, к численности детей, обучающихся за счет бюджетных ассигнований, в том числе за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета.

процент

14,7

Содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным программам

 

 

Удельный вес численности детей с ограниченными возможностями здоровья в общей численности обучающихся в организациях дополнительного образования.

процент

20

Удельный вес численности детей-инвалидов в общей численности обучающихся в организациях дополнительного образования.

процент

0,2

Кадровое обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных общеобразовательных программ

 

 

Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных и муниципальных организаций дополнительного образования к среднемесячной заработной плате учителей в субъекте Российской Федерации.

процент

 

106,72

Удельный вес численности педагогических работников в общей численности работников организаций дополнительного образования:

 

 

всего;

процент

60,87

внешние совместители.

процент

8,7

Удельный вес численности педагогов дополнительного образования, получивших образование по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки высшего образования "Образование и педагогические науки" и укрупненной группе специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки", в общей численности педагогов дополнительного образования (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера):

 

 

в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования;

процент

95

в организациях дополнительного образования.

процент

100

Удельный вес численности педагогических работников в возрасте моложе 35 лет в общей численности педагогических работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей и/или программам спортивной подготовки.

процент

12,5

Материально-техническое и информационное обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных общеобразовательных программ

 

 

Общая площадь всех помещений организаций дополнительного образования в расчете на 1 обучающегося.

квадратный метр

 

2,5

Удельный вес числа организаций, имеющих следующие виды благоустройства, в общем числе организаций дополнительного образования:

 

 

водопровод;

 процент

100

центральное отопление;

 процент

100

канализацию;

 процент

100

пожарную сигнализацию;

 процент

100

дымовые извещатели;

 процент

100

пожарные краны и рукава;

 процент

100

системы видеонаблюдения;

 процент

100

«тревожную кнопку».

 процент

100

Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в расчете на 100 обучающихся организаций дополнительного образования:

 

 

всего;

единица

17

имеющих доступ к сети «Интернет».

единица

   17

Изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность)

 

 

Темп роста числа организаций (филиалов) дополнительного образования.

процент

0

Финансово-экономическая деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ:

 

 

Общий объем финансовых средств, поступивших в организации дополнительного образования, в расчете на 1 обучающегося.

тысяча рублей

50 275,0

Удельный вес финансовых средств от приносящей доход деятельности в общем объеме финансовых средств организаций дополнительного образования.

процент

10

Удельный вес источников финансирования (средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, по договорам об оказании платных образовательных услуг, услуг по спортивной подготовке) в общем объеме финансирования дополнительных общеобразовательных программ.

процент

ФБ — 2,5 %

РК- 9,6 %

МБ —76,9 %

ДО – 10,2 %

СП — 0,8  %

 

Структура организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих дополнительные общеобразовательные программы (в том числе характеристика их филиалов):

 

 

Удельный вес числа организаций, имеющих филиалы, в общем числе организаций дополнительного образования.

процент

20

Создание безопасных условий при организации образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных общеобразовательных программ

 

 

Удельный вес числа организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, здания которых находятся в аварийном состоянии, в общем числе организаций дополнительного образования.

 процент

0

Удельный вес числа организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, здания которых требуют капитального ремонта, в общем числе организаций дополнительного образования.

 процент

100

Учебные и внеучебные достижения лиц, обучающихся по программам дополнительного образования детей

 

 

Результаты занятий детей в организациях дополнительного образования (удельный вес родителей детей, обучающихся в организациях дополнительного образования, отметивших различные результаты обучения их детей, в общей численности родителей детей, обучающихся в организациях дополнительного образования):

 

 

приобретение актуальных знаний, умений, практических навыков обучающимися;

процент

89

выявление и развитие таланта и способностей обучающихся;

процент

76

профессиональная ориентация, освоение значимых для профессиональной деятельности навыков обучающимися;

процент

50

улучшение знаний в рамках основной общеобразовательной программы обучающимися.

процент

73

 

Создание безопасных условий при организации образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Муниципальные образовательные организации дополнительного образования Сортавальского муниципального района размещены в типовых зданиях, построенных 30-70 лет назад, и которые находятся в удовлетворительном состоянии, требующие капитального ремонта.

В 2023 году проведены ремонтные работы текущего характера в учебных помещениях, коридорах, санитарных узлах, лестничных маршах, работы по замене и установке освещения и др.

В учреждениях дополнительного образования созданы безопасные условия реализации образовательного процесса.

Показатель

Ед.изм.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

Удельный вес числа организаций, имеющих пожарные краны и рукава, в общем числе образовательных организаций дополнительного образования

%

100

100

100

Удельный вес числа организаций, имеющих дымовые извещатели, в общем числе образовательных организаций дополнительного образования

%

100

100

100

Удельный вес числа организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии, в общем числе образовательных организаций дополнительного образования

%

0

0

0

Удельный вес числа организаций, здания которых требуют капитального ремонта, в общем числе образовательных организаций дополнительного образования

%

0

0

0

 

Средняя заработная плата педагогических работников организаций дополнительного образования детей в:

2023 году

50360,99 руб. (или 99,99% от целевого значения заработной платы на 2023 г. – 50361 руб.)

2022 году

46602,01 руб. (или 100,0% то целевого значения заработной платы на 2022г. – 46602 руб.)

2021 году

42498,75 руб. (или 99,9% от целевого значения заработной платы на 2021г. – 42511руб.)

 

Сведения о развитии дополнительного профессионального образования.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Сортавальского муниципального района Республики Карелия «Информационно-методический центр»» (далее – МБОУ ДПО Сортавальского МР РК ИМЦ) осуществляет дополнительное профессиональное образование по дополнительным профессиональным программам (повышения квалификации) с 2005 года.

Кадровое обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных профессиональных программ.

Образовательный процесс на курсах повышения квалификации осуществляют как штатные педагогические работники МБОУ ДПО Сортавальского МР РК ИМЦ (методисты, старшие методисты, административные работники), так и привлеченные преподаватели.

Общее количество штатных педагогических работников МБОУ ДПО Сортавальского МР РК ИМЦ – 7 человек; средний возраст – 57 лет.

Сведения о развитии дополнительного профессионального образования.

Методическая работа, в целом, была организована на основе профессиональных запросов и образовательных потребностей педагогов и руководителей ОУ, способствовала накоплению теоретических и практических знаний, умений и навыков, опыта решения проблем образования, оцениванию собственных достижений;

- продолжилась работа по совершенствованию педагогического мастерства через постоянно действующие формы: курсовую подготовку, тематические консультации, семинары-практикумы; семинары носили практическую направленность с использованием активных форм взаимодействия: мозговой штурм, ролевая игра, круглый стол, мини-дискуссия и др.

 -  педагоги прошли повышение квалификации по проблеме обучения детей с ОВЗ; активно идет «вхождение» учителей основной школы и руководителей ОУ в проблему введения ФГОС через самообразование, курсовую переподготовку, написание учебных рабочих программ, ООП;

- ММС оценивала результативность преподавания учебных предметов средствами наблюдения, посещения уроков, изучения документации в ОУ района;

- активизировалось конкурсное движение в районе. Используются моральные и материальные стимулы к освоению новаций педагогами и осуществление инновационной деятельности общеобразовательными учреждениями в целом, оценке труда педагогических и руководящих работников.

 Вместе с тем есть много нерешенных проблем:

Актуальна на сегодняшний день проблема омолаживания педагогического корпуса.

Отсутствие психологов в ОУ затрудняет проводить мониторинг личностных результатов учащихся в рамках введения и реализации ФГОС.

Требует корректировки система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, Программа коррекционной работы ООП НОО и ООО, разработка положений, регламентирующих разработку учебных рабочих программ в ОУ, систему внутришкольного контроля.

 Посещенные уроки учителей, в т.ч. реализующих стандарты второго поколения показывают, что не все педагоги продумывают пути повышения познавательного интереса к предмету, применяют методы мотивации и стимулирования. Этап рефлексии, формирование метапредметных УУД, критериальность оценивания метапредметных достижений учащихся также требует осмысления. Часть учителей производят отбор содержания, форм и методов обучения, рассчитанный на среднего ученика, без учета его индивидуальных особенностей. Остается проблемой организация работы с текстом, источниками информации, работа по формированию смыслового чтения, графиками, диаграммами, таблицами и др. Не в полном объеме используются ТСО, наглядные средства обучения. У начинающих учителей остаются проблемными: формирование у учащихся новых форм учебной деятельности: самоанализ, рецензирование, прогнозирование учебной деятельности, рефлексивное обучение (оценка учащихся полезности урока, своего психологического состояния). Нередко оценки выставляются немотивированно или вообще без комментариев, после звонка или выставляется поурочный балл. Учителя достигают запланированных целей, не всегда используя дифференциацию обучения, т.е. затрудняются правильно распределить задания, определить степень участия каждого ученика и, самое главное, получить качественный результат.

В школах района не уменьшается количество детей с проблемами в развитии. Таким образом, в связи с увеличением числа детей, осваивающих коррекционные программы, встает задача прохождения курсовой переподготовки педагогами, работающими с данной категорией детей, реализации часов учебного плана по технологии в рамках образовательного процесса массовой школы.

При активном освоении педагогами общеобразовательных учреждений ИКТ, школьные библиотеки слабо используют новые педагогические и информационные технологии, т.е. необходима подготовка библиотекарей по использованию ИКТ, обучение работе с автоматизированными библиотечными системами. Назрела необходимость преобразования библиотеки в библиотечно-информационные центры.

Преобладание в основных школах «условных специалистов». Остается проблема обучения и повышения квалификации учителей, которые ведут несколько предметов и имеют переподготовку только по основной специальности.

Анализ результатов ЕГЭ показал невысокий уровень усвоения отдельными учащимися программного материала, учащиеся не умеют использовать полученные знания в стандартных и нестандартных ситуациях, недостаточен уровень самостоятельной работы учащихся, необъективность выставления оценок.

Анализ анкет позволил выявить в каждой реализуемой программе разделы и темы, требующие более углубленного изучения педагогических работников в будущем. Выводы и рекомендации:

1. Организация подготовки слушателей по дополнительным профессиональным программам соответствует предъявляемым требованиям и в равной мере ориентирована на повышение квалификации всех категорий педагогических работников МСО, а также на образовательные запросы педагогов и образовательных организаций.

2. Заявляемые курсы повышения квалификации востребованы педагогическими работниками Сортавальского района. Одной из причин востребованности является организация курсовой подготовки без отрыва от основной деятельности. В 2020 году оказалась востребованной программа повышения квалификации для педагогов по «Основам первой помощи», «Содержание деятельности младшего воспитателя ДОУ». Вместе с тем, МБОУ ДПО Сортавальского МР РК ИМЦ необходимо решить ряд проблем, касающихся реализации курсовой подготовки по заявкам педагогов, возможно, подумать над разработкой индивидуальных маршрутов, над долгосрочной программой повышения квалификации на весь учебный год. В 2021- 2022 годах оказалась востребованной программа повышения квалификации для педагогов «Особенности сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОУ» в связи с увеличением детей, имеющих проблемы в развитии. При анкетировании слушатели отметили высокую эффективность курсовой подготовки за счет практической направленности программы.

Повышение квалификации педагогов района реализуется также через ежегодное проведение межрегиональных стажировочных площадок «Учитель учителю», которые предоставляют возможность работать по принципу «Все учатся у всех».     Межрегиональная стажировочная площадка – это уникальный проект, который с 2018 года реализует МБОУ ДПО   Сортавальского МР РК «Информационно-методический центр» совместно со школами Сортавальского района, ГБОУ «Школа № 1520 им. Капцовых г. Москвы и МКОУ «Лодейнопольская общеобразовательная школа № 2».

Кадровое обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных профессиональных программ

Острая нехватка кадров в районе сказывается на реализации программ повышения квалификации  в  МБОУ ДПО Сортавальского МР РК ИМЦ.

Материально-техническое и информационное обеспечение профессиональных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных профессиональных программ

Материально-техническая база учреждения пополняется исключительно из средств платных услуг.

 

 

 

 

 

Наверх