Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» комплексно регулирует отношения в сфере образования, в том числе образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, а также устанавливает особенности организации образовательного процесса для названной категории обучающихся.
К категории детей-инвалидов относятся несовершеннолетние до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.
Дети с инвалидностью представляют разнородную по психофизическому развитию группу. В особой социальной защите нуждаются дети с тяжелой степенью ограничений жизнедеятельности. В качестве синонимов «ребенок-инвалид, нуждающийся в постоянной посторонней помощи», «тяжелая степень ограничений жизнедеятельности» в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время, - сложная структура дефекта, сложная структура нарушения или множественное нарушение (письмо Минобрнауки России от 3 апреля 2003 года № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»).
Для обучающихся данной группы характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени (умственная отсталость), которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, нарушениями эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Руководствуясь разъяснениями федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Карелия» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Министерство обращает внимание на то, что под лицом «со сложной структурой нарушений не обслуживающим себя самостоятельно», понимаются дети-инвалиды, в индивидуальной программе реабилитации (абилитации) ребенка-инвалида которых имеется запись в п. 21 «Показания к проведению реабилитационных или абилитационных мероприятий»: «третья» степень ограничения способности к самообслуживанию» и (или) «третья» степень ограничения способности к передвижению».
Согласно статье 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» семья с ребенком-инвалидом или ребенком-инвалидом, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, признается нуждающейся в социальном обслуживании.
Статьей 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают инвалидов и их родителей (законных представителей) информацией по вопросам получения общего образования, профессионального образования, профессионального обучения и реабилитации инвалидов.
В компетенцию органов местного самоуправления в рамках Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» входит организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, все обучающиеся с инвалидностью, независимо от степени выраженности нарушенного развития и здоровья имеют право на дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, дополнительное и профессиональное образование.
В компетенцию администрации муниципального района (городского округа) входит создание специальных условий получения образования в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации (абилитации) ребенка-инвалида (инвалида) независимо от их реабилитационного потенциала, условий содержания, места проживания и иных факторов.
В качестве мер социальной поддержки семьей, имеющих детей с инвалидностью, не взимается родительская плата за присмотр и уход за детьми-инвалидами, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (часть 2,3 статьи 65 Федерального закона № 273-ФЗ).
Федеральным законодательством закреплены следующие формы получения образования: очная, очно-заочная, заочная.
Вариант адаптированной основной общеобразовательной программы и специальные условия получения образования для детей-инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями развития определяет исключительно психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК).
Дети данной группы имеют право на получение образования в общеобразовательных группах/классах, в специальных (коррекционных) классах/группах компенсирующей, комбинированной и общеразвивающей направленности. Кроме того, в соответствии с медицинскими показаниями (приказ Минздрава России от 30 июня 2016 года № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому») и по заявлению родителей (законных представителей) обучение детей может быть организовано на дому или в медицинской организации (часть 5 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ). Форма и место получения образования определяется образовательной организацией совместно с семьей ребенка. При этом, детский сад, школа обязаны создать специальные условия для освоения образовательной программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов в полном объеме.
Федеральным законом № 273-ФЗ также предусмотрена семейная форма получения образования. Данный вопрос должен решаться в органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Целесообразна регламентация порядка семейной формы получения образования с учетом специфики муниципального района. Вопрос об определении формы и степени интеграции, инклюзии ребенка с подобным вариантом психофизического развития в образовательную среду определяется рекомендациями ПМПК, исходя, прежде всего, из особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья при непосредственном участии его родителей (законных представителей) в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
Статьей 79 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что содержание образования обучающихся ОВЗ определяется адаптированной образовательной программой. Основой для разработки адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями является федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) (далее - ФГОС УО), утвержденный приказом Минобрнауки России 19 декабря 2014 года № 1599. Право применение данного приказа установлено с 1 сентября 2016 года. В отношении обучающихся 8-9 (12) классов с умственной отсталостью Минобрнауки России рекомендует руководствоваться учебным планом, утвержденным приказом от 10 апреля 2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», в части, не противоречащей законодательству в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 11 августа 2016 года № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»).
В том случае, если обучающемуся с инвалидностью со сложной структурой нарушений при сохранности интеллекта рекомендован иной вариант адаптированной программы (варианты 1.4, 3.4, 6.4, 8.3, 8.4), то образовательная организация руководствуется федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ (далее - ФГОС НОО ОВЗ), утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598. На основе ФГОС УО и ФГОС НОО ОВЗ разработаны и включены в федеральный реестр примерных общеобразовательных программ (fgosreestr.ru) примерные адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся данной категории с умственной отсталостью.
Проекты рабочих программ размещены на сайте федерального ресурсного центра для детей с ограниченными возможностями здоровья, созданном на базе Института коррекционной педагогики Российской академии наук - https://ikp-rao.ru/frc-ovz/.
Для каждого ребенка образовательная организация разрабатывает специальную образовательную программу (далее – СИПР), включающую индивидуальный учебный план. Основанием для разработки СИПР является психолого-педагогическое обследование и оценка состояния развития ребенка. При этом важно сочетание диагностических и коррекционно-развивающих задач. В процессе обследования принимают участие все специалисты, которые реализуют СИПР. Результаты обследования отражаются в протоколах психолого-медико-педагогическим консилиума (далее – ПМП консилиум) и обсуждаются командой специалистов совместно с родителями (законными представителями) детей-инвалидов.
Одинаковые или близкие образовательные задачи по учебным предметам, включенные в СИПР отдельных обучающихся, позволяют объединить детей в группы, и становятся основой для составления календарно-тематического плана на группу обучающихся по предмету.
В образовательной организации, реализующей ФГОС УО, создаются классы с 1-го по 12-й (включая 1 дополнительный класс). Комплектация классов (ступеней) происходит с учетом возраста и особых потребностей обучающихся. Наполняемость класса по ФГОС УО (вариант 2) не должна превышать пяти человек (Приказ Минпросвещения России от 11 февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года № 115».
Перевод обучающегося в следующий класс (на ступень) осуществляется с классом, в который он поступал. Если ребенок впервые поступил в общеобразовательную организацию в возрасте, например, 9 лет, то обучаться в школе он имеет право в течение 13 лет, до 21 года.
Объем образовательной нагрузки на обучающегося определен в ФГОС УО. При планировании образовательного процесса с детьми – инвалидами в форме обучения на дому (строго по медицинским показаниям и заявлению родителей) можно руководствоваться приказом Министерства от 7 ноября 2014 года № 1117.
Спектр адаптированных образовательных программ достаточно широк и определяется большим диапазоном различных психофизических нарушений и особенностей развития детей. При комплектации классов (ступеней) кроме возраста учитываются особенности психофизического развития детей и степень их потребности в уходе, присмотре и посторонней помощи. В каждом классе (ступени) могут быть представлены дети, имеющие нарушения различной этиологии и степени тяжести, с разной степенью сохранности интеллекта (умеренная, тяжелая и глубокая степень умственной отсталость).
Возможно объединение двух классов (ступеней) в одном помещении, при этом вместе с увеличением числа обучающихся увеличивается количество персонала (на десять обучающихся не менее четырех взрослых). При таком распределении обучающихся расширяются возможности моделирования образовательного процесса в условиях организации. Форма проведения уроков и курсов/занятий может быть индивидуальная или групповая. Она выбирается специалистами с учетом специфических образовательных потребностей обучающихся и сформированных у них базовых учебных навыков. В случае отсутствия (дефицита) последних, в соответствии с СИПР, включающей программу формирования базовых учебных действий, планируется индивидуальное расписание и режим пребывания обучающегося в образовательной организации.
Продолжительность пребывания ребенка в организации, предпочитаемая часть дня (например, утро или послеобеденное время) устанавливается ПМП консилиумом организации, с учетом психоэмоционального состояния ребенка и его готовности пребывания в группе сверстников. Критериями такой готовности могут выступать отсутствие постоянного крика, постоянной вокализации, повышенной двигательной активности, открытой агрессии, направленной на окружающих.
В групповой форме обучения могут принимать участие все обучающиеся класса или несколько (от двух детей). Малые группы формируются исходя из задач, поставленных в СИПР каждого ребенка.
Уроки и коррекционные курсы/занятия, проводимые специалистами организации, представлены в расписании класса в соответствии с учебными планами обучающихся класса. Учет проведенных индивидуальных/групповых уроков (занятий) осуществляется в журнале класса (ступени).
Рекомендовано проведение заседаний ПМП консилиума организации не реже 1 раза в четверть. На заседание выносятся наиболее сложные вопросы оказания ребенку комплексной помощи при участии педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся. С целью координации медицинского и психолого-педагогического аспектов помощи детям необходимо регулярное консультирование с врачами. По итогам работы ПМП консилиума составляется протокол и, при необходимости, даются рекомендации о внесении в СИПР изменений.
Психолого-педагогическая работа с ребенком проводится разными специалистами. Согласно требованиям ФГОС УО в реализации адаптированной основной образовательной программе участвует междисциплинарный состав специалистов (педагогические, медицинские и социальные работники) компетентный в понимании особых образовательных потребностей обучающихся с тяжелой степенью ограничений жизнедеятельности.
В качестве методической поддержки: при разработке СИПР следует использовать электронный учебно-методический комплекс, доступный на сайте ФРЦ ТМНР http://ege.pskgu.ru/index.php.
В соответствии с пунктом 39 Приказ Минпросвещения России от 22 марта 2021 года № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» при организации образовательной деятельности и коррекционных занятий для ребенка-инвалида с тяжелыми множественными нарушениями развития с учетом особенностей учащихся полагается одна штатная единица тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1-6 учащихся с ОВЗ.
Рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощника), тьютора обучающемуся формулирует ПМПК и (или) учреждение медико-социальной экспертизы на основании рекомендаций ПМПК.
Требования к педагогическим кадрам, обеспечивающим образовательный процесс с данной категорией обучающихся определены приказами Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 и № 1598, от 30 августа 2013 года № 1015, приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н, от 18 ноября 2013 года № 682н, от 24 июля 2015 года № 514н, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н.
ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ